Почему следует критиковать директора?

Наступит день, когда я скажу моему шефу все, что о нем думаю! Большинство из нас мысленно давали себе такую дурацкую клятву, но многие ли выполняли ее? Ведь потенциально возможные последствия этого опрометчивого поступка слишком очевидны, и любой, кто заинтересован в сохранении собственного нынешнего места, предпочитает молчать… А между тем за последнее время некоторые фирмы осуществляют особые, специальные программы, цель которых — усилить критику руководящих работников снизу. Иногда при этом полностью сохраняется полная анонимность, что дает возможность сотрудникам подавать жалобы тотчас же главному руководству, минуя непосредственно шефа. В некоторых коммерческих фирмах проводится специальная оценка деятельности руководящего персонала их подчиненными при создании и анализе планов. Большинство фирм стремятся сделать критику составным элементом текущих служебных отношений.

рабочий процесс

Возможность критической оценки деятельности шефа — своего рода предохранительный клапан в системе автоматического управления. Она позволяет руководителю осознать, в какой мере его работа помогает либо, наоборот, мешает подчиненным в выполнении их служебных обязанностей. На основании этого, руководитель может либо объяснить своим непосредственным подчиненным, почему он ведет себя именно так, а не иначе, или поменять свое поведение.

Как свидетельствует опыт, в самом начале критика снизу создает большую напряженность в отношениях между непосредственным руководителем и его подчиненными. Однако затем взаимоотношения улучшаются, в коллективе устанавливается более идеально здоровый микроклимат, а это, как известно, повышает эффективность совместной работы. Бывают, правда, случаи, когда избыточная откровенность ведет к катастрофическим последствиям для коллектива, разрушая его. Поэтому фирмы, которые всячески стараются узаконить критику снизу, проводят очень эластичную политику.

В британском филиале знаменитого американского химического концерна Дюпон де Немур сотрудник получает реальную возможность высказаться начистоту только после того, как он ознакомится с оценкой своей работы. Его спрашивают, какие препятствия более эффективному выполнению личных служебных обязанностей он встречает. В таком случае вопрос воспринимается служащим как возможность критически высказаться о действиях своего непосредственного начальника. Однако дело может быть, в свою очередь, спущено на тормозах, если вдруг окажется, что учет критических замечаний сотрудника приведет только к склокам в коллективе.

Примерно ту же систему применяет и британская фирма
Imperial Chemical Industries PLC. С некоторых пор эта фирма ввела эластичную программу оценки сотрудников, когда инициатива в равной степени может исходить как от шефа, так и от сотрудников, подчиненных ему.

Один из крупных, известных американских бизнесменов Хармон практикует больше непосредственный подход, завершая любую из встреч, посвященных оценке деятельности компании, вопросом: Есть ли в моем поведении что-то, что мешает вам при выполнении некоторых служебных обязанностей? Хармон утверждает, что предание широкой гласности критических замечаний по поводу руководства само собой не приносит, конечно, ощутимого эффекта. Однако атмосфера служебных отношений, которая в то же время возникает, стимулирует сотрудников высказывать критические замечания и в других вполне конкретных ситуациях, когда это может оказаться очень полезным.

Вливайтесь в общение

2 комментария

  1. Главное чтобы критика была конструктивной. Руководитель тоже наемный работник и у перед ним стоят свои задачи. Многие подчиненные этого не понимают, поэтому и возникают конфликты. А некоторые просто хотят языком почесать.

  2. У меня была директриса, коллектив ее абсолютно не уважал. Не умела поставить рабочие цели, постоянно лезла в личные семейные отношения сотрудников. Сотрудники напрямую ей высказывали ей свое неудовольствие, но вышестоящее руководство она устраивала. Так что критика директора не всегда приводит к каким-то результатам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *